Толкование музыки Шостаковича

Хотелось бы затронуть вот эту душещипательную тему. Как часто нам приходится толковать что-то в культуре, в музыке, в искусстве. Возможно ли "просто любить" музыку Шостаковича или нужно расшифровывать? А музыка его весьма сложна и запутана. Попалась в сети интересная дискуссия на данную тему - vk.com/topic-1718351_3918442

Евгений пишет. "Объяснять и толковать музыку Шостаковича нужно. И пусть говорят, что это не благодарная задача. Но позвольте, а что же тогда делать с его 9 симфонией.? С коей я бился год занимаясь на теоретическом отделении музыкального училища. И таки написал диплом, да ещё и получил диплом за участие в конкурсе. А вторая симфония? Я берусь писать о ней, так как есть много но... И я чувствую насколько она актуальна сегодня. Будем объяснять!"

Иван имеет вопрос. "Евгений, основные положения диплома не пришлете?) Это любопытно) Вторая актуальна... ну это вопрос, конечно."

Евгений подробно отвечает. "Прислать диплом конечно можно, но. Писал я его в 2006 году, ещё будучи студентом училища. Прошло много лет, и он у меня сохранился только в виде статьи в сборнике молодых музыковедов изданный в Самаре. Сейчас с позиции времени я его оценивают критично, как никак 10 лет прошло. Потом у меня за плечами консерватория. Которую я бросил в середине пятого курса. Ушёл работать. Теперь же буду восстанавливаться, а значит заниматься. Есть мысли о Второй Шостаковича. До этого долго мучался с Вагнером. Что то не пошло. Не моё... Основные положения диплома могу кратко...

Суть была такова. Тема Шостакович и власть. В поле зрения были 20 е и 30 е годы. Первая глава "Власть эпохи" Молодой Шостакович. Период Бури и натиска... Эксперименты. Воздух советской эпохи... Как то так. А вот вторая глава - это Эпоха власти. Диктат власти над художником. Точкой приложения рассуждения была 9 симфония. Произведение загадка. Ведь оно писалось не так как Шостакович заявлял. Вышло не то, что ждали. Суть была в классицистском модусе. Не язык Гайдна или Моцарта. А классицистский язык. Шостакович обратился к нему, чтобы Эзоповым языком донести до нас суть. Ну и далее. Симфонию эту за внешним фасадом безмятежную, я рассматривал как трагедийную. Уже в 1 части реплики тромбона. Потом разработка. И двойной финал. 4 часть и пятая. Это то что вспомнил. И пересказал...

Просто Шостакович в СССР был культовой фигурой. Потом в постсоветское время стали отрицать его просоветское сочинения. Стали обращать внимание больше на Антиформалистический раек. Потом выясняется, что это вообще плохое произведение. Это мне в консерватории пояснили. Сейчас опять оценки другие. Это же можно сказать и о второй. Как то маятник восприятия Шостаковича все время качается. А про вторую. Да по заказу написана, да плакатна, но надо мне в неё воткнуть. Мне кажется она глубока...

Да, я договорился. Не культовой. Тоже маятник восприятия касался. А классицистский модус в 9 был нужен за тем, что Шостакович хотел сказать. Рано праздновать победу. Как гений провидец, он предвидел будущее. Не случайно же барометр эпохи."

(прим. 2016)