Творчество Д. Шостаковича - кто что предпочитает, что не очень нравится

Наверняка у вас есть любимые произведения Д. Шостаковича. Вы хорошо из помните. Но наверняка есть и то, что вы слушать не особо хотите, что вам не нравится. Связано ли это с композицией, стилем, мелодикой произведения или нет, мнение ваше на этот счет интересно узнать. Но сначала посмотрим, какие дискуссии на этот счет идет в сети. Вот тут, к примеру - vk.com/topic-1718351_8090791

Иван пишет. "Владимир, я не музыкант, я тебе завидую, у меня никогда не хватало терпения даже на начальном уровне научиться, хотя хотелось. Насчет перекрытия - может быть отчасти такое есть, хотя вряд ли это вина Шостаковича - скорее его официозных поклонников. Насчет того, что всем не нравилось опять же - мне это абсолютно непонятно. И уж тем более непонятно, как мог не нравится Прокофьев - добрый дядечка же, даже в самых казалось бы серьезных вещах. А Стравинский тебе как или Барток? Насчет оперы - профанации бесспорно много. С другой стороны "Воццек" Берга разве плохо? Хотя там тоже много гротеска."

Владимир отвечает. "Иван, у Стравинского в его "весне священной" есть танец "сенных девушек".Это плагиат на руссие нар/темы.но он хорошо его вписал в сюжет.Хотя я стравинского не отличаю от ддш.Барток,честно -знаю о том .что есть такой у венгров.но с творчеством не знаком.Посмотрю ,послушаю....Ну если не кривя душой ,мне у ддщ его ленинградские ...нравились (алеет зорька ...).Задорные легкие.но и всё.Но культуру эти все эренбурги...ддш перекрыли нам надолго.Это точно."

Иван продолжает. "Владимир, а у "Кучки" или там Рахманинова или даже Чайковского как же - есть плагиат? И у Бетховена есть - причем даже на русские народные темы и даже в скерцо 9-й симфонии...
Но мне Ваше отношение к "большой культуре" близко."

Владимир вот что отвечает. "Иван, Рахманинов -это самая большая моя любовь.Про плагиат! Моя жена смеётся..."ну что ты , это она мне ,хочешь...всего семь нот".Даже в балете "Сильфиды2 есть тема "Боже Царя храни..."...но как подано.Видишь ли Иван...все они не были связаны никакими идеологиями и писали как птицы, ддш весь был политизирован.Может быть без этой политизации он бы и состоялся бы для меня как композитор.Но в нём взял верх "паркетник" Уж больно он гонялся за премиями от разных вождей."

Илья замечает. "Владимир, а может скорее вы вовсе не состоялись как его слушатель?"

Владимир продолжает разговор. "Илья, да! Мне приходила эта мысль.Ведь кроме "музыкальности " существует ещё и техника исполнения (техничность).Вот если ддш для неё писал,то я да ...не состоялся,а ежели ....то правда за мной."

И добавляет. "Илья, и ещё...был в "бытность " ддш такой компонист как Рентгольд Глиэр.Прекрасный автор ряда муз/произведений,так вот ...его затоптали ддш и его подручные.Видели, как на его фоне (Глиэра), они выглядят. Ну про Шнитке я уже не пишу..."

Илья замечает вот что. "Владимир, вы свою дихотимию ставите с логической ошибкой. я не против другого восприятия, но когда оно себя определяет за действительность этому хочется возразить. есть люди которые умеют слышать то, что вы там не слышите, вот и все. и это есть, даже если для кого то этого нет. отрицание это ничто с усилением равным его модулю."

Владимир дискуссию продолжает. "Илья, я ведь тебе о музыке,а не о её теории в свете бартоков ,дш...и так далее.Мне нужна симфония .а не какафония. я только об этом.Ну послушай песню ддш. под названием -" музыка Задрипанного мужичёнки".Я её специально занёс на своей странице в "первой строке" аулиозаписей.Это по моему каждого должно "тронуть"."

Илья вот что дает в ответ. "Владимир, я не теоретик, а именно слушатель. И я слышу, поэтому мне невероятно абсурдны ваши обобщения современных свойств вашего восприятия на истинную содержательность музыки Дмитрия Шостаковича. Но мне это безусловно совсем не сразу пришло. Раньше совершенно не воспринимал его музыку, но пришло свое время и все услышал. От того, что вы себя утвердите еще раз в отсутствии чего-то в музыке или невозможности что-то воспринять вы только программируете свое сознание в этом. Желаю вам услышать, а не не услышать."

Владимир открывает подробности. "Илья, я инженер/акустик. У меня так ухо "поставлено", а дихония или тетрархия...меня социология не касается. Мелодика ...или она есть ...или её нет. Ддш ещё не самый ...самый. Есть ещё другие,но мы не будем об этом спорить. В жизни существует закон " четырёх слепцов" которые решили понять каков есть слон.Каждому досталась какая то часть слона...и это послужило заключением каждого.Вот и мы - на что откликается наша душа ,то мы и приветствуем.Меня тут тоже недавно "обидели" - Лемешева назвали слабым тенором ,а Лисициана ...ленивым тенором.И ты знаешь Илья ....они это грамотно обставили, и теперь я знаю ,что такое нозальность.Но от этого моё признание Сергею Яковлевичу не убавилось."Так и ты ....не меняй своё отношение к ДДЩ,пусть они (я) говорят."

Илья вот что пишет. "Владимир, поиски истины в ее отрицании тоже себе способ, во веки веков."

Владимир продолжает. "Илья, истины в последней инстанции нет ,как и нет готовых рецептов на всё и про всё.Есть поиск ...и мы все в пути ,да будет это вечно в нас , иначе мы сгинем как рудименты без поиска."

Илья дает ответ. "Владимир, ваше утверждение применимо уж и к самому себе тоже. А по сути согласен, что я по-своему вам и говорил в частном обсуждении ДДШ."

Владимир не отступает. "Илья, ну кто то должен слушать мендельсона .а кто то ддш.Этим разнообразием и держится мир.Это равновесие сохраняет в нас во всех культуру и память о тех кто в неё вложил свой талант и душу.Слава им и признательность наша - не зря жили."

Илья парирует. "Владимир, а лучше все же и того и того. В целом я согласен с вами."

Владимир продолжает вести дискуссию. "Илья, гармония должна быть во всём,даже в споре,а уж в музыке и подавно.Я помню оперетты ддш: стрижи и ножи, москва/черёмушки. Всё это было заказным и писать его заставляли.На этом вырос его протест (ддШ) .Это не могло не сказаться на его творчестве.Все были впряжены в облслуживание идеологии.С идеологией уходит культура и только благодаря внутренней потребности человека творить они не загубили до конца творчество и движение вперёд.Во ...и я уже лозунгами заговорил."

Евгений включается. "Если ты на самом деле любишь и ценишь композитора, то для тебя нет в нем плохих сочинений... Нет не любимых произведений. Есть произведения ещё не выслушанные. В которые ещё не погрузился."

(прим. 2016)